Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

клодт фон юргенсбург

Гуманитарный словарь

КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ (КЛОДТ), бароны - семья деятелей иск-ва. Наиб. известны:

Петр Карл. (1805-67) -скульптор (гл. обр. анималист) и литейный мастер. Сын ген.-майора К. Ф. Клодта (1765-1822), героя Отеч. войны с Наполеоном, художника-любителя и мецената. Офицер. Вышел в отставку в 1828. С 1829 посещал классы АХ. В первой большой работе - шестерке коней из кованой меди для колесницы Славы на Триумфальных Нарвских воротах в С.-Петербурге (арх. В. П. Стасов, нач. 1830-х гг.) следовал манере В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова, вместе с к-рыми создавал это произв. В том же ампирном стиле К. выполнил квадригу Аполлона для фронтона Большого т-ра в Москве. С 1838 К. - проф. АХ, зав. литейной мастерской, где самостоят. отливал свои произведения.

В тщательной проработанности форм К. следовал традициям классицизма, но, перерабатывая его эстетич. идеалы, стремился к непосредств. запечатлению жизненных наблюдений, конкретности, естественности творч. решений. Автор первого произв. рус. скульптуры, ставшего знаменитым и снискавшего всеевроп. славу - 4-х групп "Укротителей коней" на Аничковом мосту в С.-Петербурге (бронза, 1830-40-е гг., установлены в 1849-50). Повторные экземпляры 2-х бронз. групп поставлены в Берлине (1842), Кузьминках (1845), Неаполе (1846), Петергофе и Стрельне (1850-е гг.). Кони К. являются ответной репликой знаменитым коням франц. скульптора Г. Кусту, созданным для сада Марли в Версале (1740-45) и позже перенесенным в Париж. Драматич. серия К. развивает сюжет покорения коня человеком. Конкр., непосредственно наблюдаемая форма получила здесь монумент. воплощение, фигуры людей и животных ритмично развернуты в пространстве, чистая и гармоничная линия контура охватывает четкий и выразит. декоративный силуэт.

Во 2-й пол. 40-х гг. создал в С.-Петербурге для обращенного к Мраморному дворцу фасада служебного корпуса (арх. А. П. Брюллов) лепной фриз высотою ок. 2 м, из 4-х композиций на тему "Служение лошади человеку", в к-ром, следуя архитектурному замыслу, ориентировался на образы фриза Парфенона. В пам. И. А. Крылова (бронза, гранит, 1848-55, Летний сад, Петербург), отказавшись от языка аллегорий, создал реалистически точный и правдивый образ поэта, изобразив его сидящим с раскрытою книгой и поместив на постаменте множество горельефных скульптур, изображающих животных - героев крыловских басен. В те же годы К. участвовал в создании интерьеров Большого Кремлевского дворца; им исполнены барельефы с изображением св. Георгия Победоносца, поражающего дракона, в Георгиевском зале. В 1856-59 создал пам. Николая I в Петербурге (бронза, совм. со скульпторами Н. А. Рамазановым и Р. К. Залеманом, исполнявшими скульптуры для постамента). К. изваял конную статую имп-ра, изысканную по силуэту и установленную только на две точки опоры. Создавал также мелкую пластику в анималистич. жанре ("Лошадь на водопое", бронза; "Кобыла с жеребенком", воск), изготовлял модели для каслинского литья, положившие начало его расцвету. К. был принципиальным натуралистом, изображал только реальных животных, и все изображенные им животные имеют свою историю. Для памятника Крылова он держал дома целый зоопарк; так, живую мартышку - на тот момент единственную в Петербурге - он выпросил у художника-моряка А. П. Боголюбова, привезшего ее с Мальты. Уникальным произв. К. является бронзовая скульптура, отлитая для занятий в АХ с трупа, замороженного и анатомированного по методу знаменитого анатома И. В. Буяльского.

Мих. Петр. (1835-1914) сын П. К. - живописец и гравер. Учился у А. А. Агина и в АХ (1852-61, с перерывом). Работал в Париже в мастерской Т. Кутюра (1857-60). Пенсионер АХ в Мюнхене (1862-65). С 1865 - преп. акварельной живописи в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств, с 1875 - в Уч-ще бар. Штиглица. В 1870 был в числе чл.-учредителей Т-ва передвижных худ. выставок. Творчество К. связано с продолжением традиций К. П. Брюлова. Художник бытового жанра, в целом К. следовал канонам академизма, в его произв. отчетливы также искренние сентимент. мотивы, свойственные раннему передвижничеству. Получил известность рядом композиций, проникнутых сочувствием к человеческому горю, раскрывающих жизненные противоречия ("Рыбаки финны", 1855; "Больной музыкант", 1859; "Последняя весна", 1861, "Черная скамья", 1871). Позже его манера воспринималась как устаревшая, К. отошел от активной худож. жизни и лишь изредка писал новые произв. ("Мансарда", 1906, акварель). С 1895 - действит. чл. АХ, реставратор картинной галереи Имп. Эрмитажа.

Конст. Карлович (1807-79) брат П. К. - ген.-майор. Окончил Артиллерийское уч-ще (1828), в 1830-х гг. посещал классы АХ. Проф. высшей математики. Возродил в России иск-во гравюры на дереве; после выхода в отставку в 1838-39 изучал гравирование в Париже и до 1845 руководил особым классом ксилографии при АХ. В 1840-х гг. исполнял гравюры (в осн. по рисункам Тимма) для иллюстраций в журналах и книгах.

Мих. Конст. (1832/33-1902) сын К. К. - живописец-пейзажист. Учился у И. Т. Хрупкого и в АХ (1851-58), в кл. пейзажной живописи у М. Н. Воробьева и С. М. Воробьева. В 1858-60 - пенсионер АХ во Франции и Швейцарии. С 1862 - акад., с 1864 - проф. Петерб. АХ. Вместе со своим двоюродным братом был одним из членов-учредителей Т-ва передвижных худ. выставок (ТПХВ) (1870), но позже разошелся с передвижниками в понимании пейзажной живописи, в 1879 опубликовал резко критическую статью (в частности, порицая А. И. Куинджи) и в 1880 вышел из ТПХВ. В 1871-86 руководил пейзажным кл. АХ. Уже в ранний период творчества проявил интерес к изуч. натуры, много работал над воссозданием облика рус. природы. С 1863 осн. темой произв. становится деревенский, крест. пейзаж. Жанровая форма, повествовательность вводили характерный для передвижников социальный мотив ("Большая дорога осенью", 1863; "Полдень", 1870), делали пейзажный образ картиной жизни ("На пашне", 1872). В 1870-е гг. обратился к жизнеутверждающим эпич. образам, воспевающим красоту и мощь рус. природы ("Лесная даль в полдень", 1876-78). В конце жизни вновь участвовал в передвижных выставках (1897).

Лит.: Петров В. Н. П. К. Клодт. Л., 1985; Клодт Г. А. "Лепил и отливал Петр Клодт...". М., 1989; Григорьева В. А. М. П. Клодт // Русское иск-во: Очерки о жизни и творчестве художников: Вторая половина 19 века. М., 1962. Кн. 1; Беспалова Л. А. М. К. Клодт // Русское иск-во: Очерки о жизни и творчестве художников: Вторая половина 19 века. М., 1962. Кн. 1; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1963.

П. К. Клодт

П. К. Клодт

Полезные сервисы